Ситуационный анализ национального потенциала для осуществления Роттердамской Конвенции в РБ

08.01.2019

РЕФЕРАТ

В настоящем документе представлен ситуационный анализ существующей в стране инфраструктуры в отношении правовых, институциональных, административных и технических аспектов управления обращением химических веществ для определения приоритетов дальнейших действий и готовности страны к выполнению обязательств по реализации Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов.

В обзоре  представлена базовая информация о  наличии и обороте химических веществ,  в том числе регулируемых Роттердамской конвенцией, дана скрининговая  оценка национальной практики оценки рисков, связанных с обращением химической продукции.

Проведение национального ситуационного анализа существующей в стране инфраструктуры в отношении обязательств по Роттердамской конвенции, повышение осведомленности о Конвенции  и текущих изменениях в области регулирования химических веществ представляет собой важный начальный шаг для определения существующих институциональных и других ресурсов, учитывая синергизм с другими  конвенциями в области химической безопасности, который позволит определить приоритеты действий по совершенствованию системы контроля за обращением химических веществ и планировать действия для профилактики заболеваний, потенциально связанных с влиянием опасных химических веществ.

На основе проведенного анализа выработаны рекомендации, которые явятся основой для  разработки Дорожной карты по подготовке присоединения Республики Беларусь  к Роттердамской конвенции и выполнения других международных соглашений, связанных с обеспечением химической безопасности, стороной которых является наше государство.

 

Обзор подготовлен в рамках выполнения международного проекта «Создать устойчивую национальную инфраструктуру для обеспечения реализации Роттердамской конвенции в Республике Беларусь» при поддержке и финансовой помощи Cпециальной программы доверительного фонда ЮНЕП

 

Выражаем искреннюю благодарность и признательность Министру здравоохранения РБ Малашко А.Д., заместителю Министра — Главному государственному санитарному врачу РБ Жуковой Н.П., специалистам Министерства здравоохранения РБ за всемерную поддержку в реализации проекта, а также руководителям и специалистам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Министерства иностранных дел РБ, Министерства труда и социальной защиты РБ, государственного концерна «Белнефтехим», Министерства транспорта и коммуникаций РБ, Министерства промышленности РБ, Государственного таможенного комитета РБ, Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ, ООО «Франдеса», общественным объединениям (Центр экологических решений, БОО «Экологическая инициатива» и др.) за оказанную поддержку и активное участие в подготовке документа.

Координационная группа выражает особую благодарность директору Республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» д-ру С.И. Сычику за ежедневную административную поддержку в реализации проекта и сотрудникам Центра за техническое сопровождение.

 

Обзор подготовлен рабочей группой, созданной в республиканском унитарном предприятии «Научно-практический центр гигиены», при поддержке Министерства здравоохранения Республики Беларусь и содействии Cпециальной программы доверительного фонда ЮНЕП.

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие экономики тесно связано с широким использованием химических веществ, которые с одной стороны стимулируют рост уровня жизни населения, но с другой стороны, могут привести к потенциально негативному воздействию на состояние здоровья человека и окружающей среды. В последние десятилетия отмечается стремительный рост производства химических веществ и объема торговли ими, что  вызывает озабоченность у общественности и официальных кругов в связи с возможным риском, связанным с использованием опасных химических веществ и пестицидных составов.

В этой связи Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) в середине 80–х годов приступили к разработке и осуществлению добровольных программ обмена информацией. В 1985 году ФАО утвердила Международный кодекс поведения в области распределения и использования пестицидов, а в 1987 году ЮНЕП составила Лондонские руководящие принципы обмена информацией о химических веществах в международной торговле.

В 1989 году ЮНЕП и ФАО совместно создали добровольную процедуру предварительного обоснованного согласия (ПОС). В марте 1998 года был подготовлен окончательный текст Конвенции. Роттердамская конвенция была принята на дипломатической конференции в Роттердаме 10 сентября 1998 года, вступила в силу 24 февраля 2004 года.

Конвенция создает условия, позволяющие странам мира проводить мониторинг и контроль торговли отдельными опасными химическими веществами. Она не является рекомендацией по запрещению глобальной торговли определенными химическими веществами или их утилизации. Конвенция наделяет Стороны полномочиями принимать обоснованные решения о химических веществах, которые им необходимы в производственной деятельности, и об исключении тех, безопасное регулирование которых они не в состоянии обеспечивать.

К сфере действия Конвенции относятся запрещенные или строго ограниченные участвующими Сторонами в области охраны здоровья человека и защиты окружающей среды пестициды и промышленные химические вещества.

В целях устойчивого развития общества и предотвращения отрицательных последствий, обусловленных воздействием химических веществ, Республика Беларусь является активным членом международных организаций, осуществляющих деятельность в области химической безопасности: Межправительственного Форума по химической безопасности, Всемирной организации здравоохранения, Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, Международной Организации Труда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской экономической комиссии ООН. Политическое решение об участии республики в международной деятельности по рациональному регулированию обращения химических веществ подтверждено ратификацией Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением, Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, Монреальского протокола по озоноразрушающим веществам, Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов, Конвенции о трансграничных переносах загрязнителей на большие расстояния, подписанием Минаматской конвенции о ртути.

На Совещаниях конференций сторон трех конвенций, регулирующих рациональное обращение с химическими веществами и отходами – Базельской, Роттердамской и Стокгольмской, 5 мая 2017 г. Республика Беларусь в лице Министерства здравоохранения заявила о своем политическом решении начать внутригосударственные процедуры по присоединению к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия.

Вопросы разработки Национальной программы предотвращения незаконного оборота химических веществ и ратификация Роттердамской конвенции являются одними из основных задач, определенными в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Кроме того, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.03.2017 № 19 принят технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017). Республика Беларусь, не являясь стороной Роттердамской конвенции, не сможет полностью обеспечить выполнение требований данного технического регламента.

Республика Беларусь принципиально заинтересована присоединиться к Роттердамской конвенции, рассматривая ее в качестве эффективного инструмента укрепления национальной безопасности с точки зрения обеспечения защиты здоровья населения и охраны окружающей среды путем противодействия нежелательному импорту на территорию страны опасных химических веществ и пестицидов. Существенным  доводом в пользу  присоединения к Конвенции является необходимость единого регулирования обращения опасных химических веществ и пестицидов в рамках Евразийского экономического союза.

В то же время сдерживающим фактором для оформления участия в договоре является отсутствие на сегодняшний день национальной инфраструктуры наблюдения и контроля за оборотом химических веществ и пестицидов, необходимой для соблюдения положений Конвенции, подготовленного кадрового потенциала для назначенного национального органа, необходимых навыков и инфраструктуры для сбора информации, создания и ведения национального реестра химических веществ, национальной оценки риска, ассоциированного с воздействием химического фактора на здоровье населения.

Недостаточный национальный потенциал признан в качестве главного препятствия для достижения устойчивого развития во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Для активизации национальной деятельности по развитию такого потенциала и всестороннего интегрирования целей международных соглашений в области обращения химических веществ в стратегии и программы Республики Беларусь и реализуется инициатива «Создать устойчивую национальную инфраструктуру для обеспечения реализации Роттердамской конвенции в Республике Беларусь» при поддержке Специальной программы ЮНЕП.

Целью настоящего ситуационного анализа, выполняемого в рамках данной работы, является оценка существующей в стране инфраструктуры в отношении правовых, институциональных, административных и технических аспектов управления обращением химических веществ и готовности страны к выполнению обязательств по реализации Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов.

Отчет подготовлен республиканским унитарным предприятием «Научно-практический центр гигиены» Министерства здравоохранения Республики Беларусь  в рамках мероприятий по созданию потенциала для обеспечения реализации Роттердамской конвенции в Республике Беларусь при поддержке Специальной программы ЮНЕП.

Читать обзор полностью…

ru_RURussian
en_GBEnglish ru_RURussian