Отчет о семинаре для реализации Роттердамской конвенции в РБ от 19 сентября 2018 года

09.12.2018

19 сентября 2018 года, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 августа 2018 года № 839, на базе республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» (далее — НПЦ гигиены) по адресу г. Минск, ул. Академическая, 8 прошел семинар с международным участием «Развитие национальной инфраструктуры для реализации Роттердамской конвенции в Республике Беларусь, как часть усилий по созданию системы рационального регулирования химических веществ» (далее — семинар).

Встреча экспертов организована в рамках реализации проекта Специальной программы ЮНЕП «Создать устойчивую национальную инфраструктуру для присоединения и поддержки осуществления Роттердамской конвенции в Республике Беларусь».

В установочном семинаре приняло участие 50 человек, среди которых сотрудники Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, представители учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и представители неправительственных организаций, Всемирной организации здравоохранения, а также международные эксперты Италии и Швейцарии.

Семинар открыл своим выступлением директор НПЦ гигиены г-н Сергей Сычик, который поприветствовал участников встречи, приехавших в Минск, отметил важность запуска проекта Специальной программы ЮНЕП «Создать устойчивую национальную инфраструктуру для присоединения и поддержки осуществления Роттердамской конвенции в Республике Беларусь» для Республики Беларусь, так как вопросы разработки Национальной программы предотвращения незаконного оборота химических веществ и ратификация Роттердамской конвенции являются одними из основных задач, определенными в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. и пожелал успехов и положительных результатов в работе.

С приветственным словом выступила руководитель проекта в Республике Беларусь г-жа Ирина Ильюкова, которая представила проект «Создать устойчивую национальную инфраструктуру для присоединения и поддержки осуществления Роттердамской конвенции в Республике Беларусь», сообщила, что для эффективной работы приказом Министерства здравоохранения от 8 августа 2018 года  № 797 из представителей заинтересованных министерств создана межведомственная рабочая группа, в задачи которой входит контроль за реализацией проекта и содействие по подготовке присоединения республики к Роттердамской конвенции. Акцентировала внимание на цели и задачах, которые необходимо решить в рамках проекта и на ожидаемых результатах. Рассказала про роли различных Министерств и ведомств, участвующих в проекте и представила проект мероприятий в дорожную карту по присоединению Республики Беларусь к Роттердамской конвенции.

Продолжил семинар куратор проекта — сотрудник по управлению программами отдела химических веществ и здравоохранения ЮНЕП г-н Juan Fernando CAICEDO R., который подробно рассказал участникам установочного семинара про Специальную программу ЮНЕП: цели, задачи, условия формирования и поддержки, порядок финансирования. Условия участия в Специальной программе.

Более подробно на цели, задачах Роттердамской конвенции, синергизме с Базельской и Минаматской конвенциями остановился представитель Секретариата Роттердамской конвенции ФАО г-н Aleksandar Mihajlovski. Кроме того, рассказал про процедуру ПОС, химические вещества, контролируемые конвенцией, характеристики их опасностей.

Г-жа Ирина Ильюкова рассказала про регулирование обращения химической продукции в Республике Беларусь, отметила, что меры, направленные на присоединение Республики Беларусь  к Роттердамской конвенции, являются неотъемлемой частью национальной стратегии по созданию в стране  системы рационального управления химическими веществами (SMC) и выполнению международных обязательств.

Г-жа Галина Лисовская более подробно остановилась на предпосылках присоединения Республики Беларусь к Роттердамской конвенции и условиях ее устойчивого выполнения, акцентировала внимание, что назрела необходимость  создания в стране устойчивой национальной инфраструктуры, включая законодательные, информационные и институциональные основы.

О роли интеграционных процессов Роттердамской конвенции с другими международными соглашениями (Стокгольмской, Базельской, Минаматской ковенциями, СПМРХВ/SAICM) и в регулировании обращения химических веществ рассказала приглашенный национальный эксперт г-жа Марина Белоус — Председатель Совета Белорусского общественного объединения «Экологическая инициатива». Кроме того, Марина Белоус кратко остановилась на результатах выполненных проектов международной технической помощи «Устойчивое управление стойкими органическими загрязнителями и химическими веществми в Республике Беларусь», выполненного в рамках ГЭФ-6 и текущих проектах по подготовке к ратификации Минаматской конвенции о ртути «Проведение первичной оценки условий для реализации Минаматской конвенции в Республике Беларусь» (ГЭФ/ЮНЕП).

Представители промышленного комплекса Республики Беларусь —  г-жа Наталья Григорович — Заместитель главного инженера по управлению качеством, начальник службы качества  завода «Полимир» ОАО «Нафтан» и г-н Александр Шумилов — Главный специалист управления промышленной безопасности и энергосбережения концерна «Белнефтехим» в своих выступлениях рассказали про управление промышленными химикатами в Республике Беларусь, роли промышленного сектора в выполнении Роттердамской конвенции, кратко представили структуру и перспективы развития химической промышленности Республики Беларусь, обратили внимание присутствующих  представителей органов государственного управления  на настоятельную необходимость выполнения процедуры PIC, акцентировав, что это будет способствовать предотвращению незаконного оборота химических веществ и поиску внедрения альтернативных химических продуктов. Кроме того, внесли предложения для включения  в Дорожную карту по реализации Роттердамской конвенции в  Республике Беларусь.

Представитель Европейского центра ВОЗ по окружающей среде и охране здоровья г-жа Ирина Застенская представила презентацию проекта руководящего документа ВОЗ «Приоритезация и планирование действий сектора по выполнению статей Конвенции Минамата, касающегося здоровья». Представитель ВОЗ ознакомила участников семинара с содержанием руководящего документа, более подробно остановилась  на целях создания документа, планировании действий и приоритетах сектора здравоохранения в выполнении Минаматской конвенции о ртути, синергизме положений с Роттердамской конвенцией.

После каждого выступления экспертов участниками задавались вопросы по существу раскрываемых тем, на которые были получены подробные ответы.

Следующим этапом семинара стало обсуждение в группах предложений по разработке Национальной Дорожной карты для создания устойчивой инфраструктуры, обеспечивающей присоединение и осуществление Роттердамской конвенции.

По результатам обсуждений в рабочих группах были вынесены следующие предложения в Национальную Дорожную карту по реализации Роттердамской конвенции:

  1. Проведение ситуационного анализа существующей инфраструктуры в стране в отношении обязательств по Роттердамской Конвенции и в области обеспечения химической безопасности.
  2. Разработка системы сбора и обмена информацией, необходимой для осуществления Конвенции, включая процедуры внутреннего и внешнего предварительного обоснованного согласия.
  3. Укрепление потенциала всех соответствующих заинтересованных сторон для обеспечения устойчивого осуществления Конвенции.
  4. Организация межведомственной деятельности по последующему выполнению положений Конвенции при координирующей роли Министерства здравоохранения с привлечением занитересованных органов государственного управления (Минприроды, Гостаможенный комитет, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, МЧС, МИД, другие).
  5. Создание законодательной базы, обеспечивающей осуществление Конвенции.
  6. Создание институциональной основы, обеспечивающей устойчивое осуществление Конвенции

 

Дополнительные взаимосвязанные меры на национальном уровне:

  1. Укрепление потенциала учреждений, уполномоченных в области химической безопасности;
  2. Проведение инвентаризации химических веществ и химической продукции, производимых и импортируемых в Республику;
  3. Создание национального реестра химических веществ и их смесей, регулируемых Роттердамской конвенцией.
  4. Подготовка Указа Президента Республики Беларусь о присоединении к Роттердамской конвенции.
  5. Создание условий для тесного взаимодействия и сотрудничества министерств и ведомств, а также других заинтересованных сторон в осуществлении рационального регулирования химических веществ, включая осуществление Роттердамской конвенции:
    — отражение комплексного подхода к управлению химическими веществами в программных и стратегических документах;
    — создание единого координационного органа по реализации трех конвенций по обеспечению управления химическими веществами;
    — подготовка и реализации программ обучения для лиц, принимающих решения;
    —  обеспечение публичности информации о химических веществах;
    — эффективное использование имеющейся информации (базы данных и реестры);
    — планирование включения белорусских экспертов в рабочие и экспертные группы Роттердамской конвенции;
    — проведение инвентаризации обращающихся на территории Республики Беларусь химических веществ;
    — создание национального механизма наблюдения и контроля над оборотом отдельных опасных химических веществ и пестицидов (статистическая отчетность, учет используемых химических веществ, национальный регистр химических веществ и смесей и т.д.).

 

Кроме того, участники семинара  внесли предложения по проекту руководящего документа ВОЗ «Приоритезация и планирование действий сектора по выполнению статей Конвенции Минамата, касающегося здоровья»:

  1. Наиболее рацинальный подход – это разработка стратегии для достижения задачи в целом; Обычно стратегия не разрабатывается для приоритетов
  2. Приложение 1 не нужно; эта информация уже приведена в тексте; не понятно, зачем нужно повторение
  3. Документ посвящен вопросам приоритезации, однако рекомендации по приоритезации как таковой практически отсутствуют.  Описан процесс планирования, а не приоритезации.
  4. Какие объективные критерии для приоритезации?  В документе либо должны быть отражены возможные вариации действий Министерств дравоохранения или должно быть четко оговорено, что это минимальная роль, а все остальное определяется на национальном уровне
  5. Межведомственное взаимодействие необходимо с разными министерствами, а не только с Минприроды; Например, образование, охрана труда в зависимости от требований Конвенции.  Кроме того, в странах есть разные комитеты,  включая СПМРХВ и другие конвенции;  зачем создавать отдельный комитет для Минамата; гораздо более эффективно использовать сушествующие механизмы;
  6. Рабочие листы для анализа пробелов должны быть сфокусированы на задачах сектора здравоохранения, а не в целом на выполнении статьи. В рабочем листе нет анализа пробелов; сразу планируются действия. Рабоие листы должны это учитывать и быть разработанны с учетом различий (например, косметика и пестициды уже запрещены во многих странах и нет необходимости в дальнейгих действиях, а с термометрами и монометрами есть много проблем)

Итоги семинара подвел директор НПЦ гигиены г-н Сергей Сычик, который определил сроки выполнения этапов международного проекта, поблагодарил всех участников установочного семинара и выразил уверенность в том, что работа будет плодотворной и эффективной.

 

Ирина Ильюкова,

заведующий лабораторией профилактической и экологической токсикологии НПЦ гигиены

 

Марина Васильева,

младший научный сотрудник лаборатории профилактической и экологической токсикологии НПЦ гигиены

 

Алина Штурич,

младший научный сотрудник лаборатории профилактической и экологической токсикологии НПЦ гигиены

ru_RURussian
en_GBEnglish ru_RURussian